Экспертное заключение примеры

Заключение экспертизы — образец заполнения и нюансы


Бесплатная юридическая консультация:

Элементы экспертного заключения и его форма

Ст. 25 федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ (далее — ФЗ-73) определяет содержание заключения экспертизы.

Оглавление:

Согласно этой норме необходимыми элементами этого процессуального документа являются:

  • время проведения и место;
  • указание лиц, которые осуществляли экспертизу;
  • указание лица, назначившего исследование;
  • предупреждение лица, производящего экспертизу, об ответственности за преднамеренно ложное заключение;
  • основание проведения экспертизы и вопросы, которые поручено разрешить эксперту;
  • информация об объектах исследования;
  • информация о предоставленных эксперту материалах дела;
  • указание лиц, которые присутствовали при производстве;
  • суть исследования, его результаты, их оценка;
  • выводы.

К заключению также прилагаются материалы, иллюстрирующие проведенное исследование.

Заключение экспертизы составляется исключительно в письменной форме. На это указывает как вышеназванная статья ФЗ-73, так и другие НПА, в соответствии с которыми назначается и проводится экспертиза. Так, письменную форму этого документа требует соблюдать:

  • Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ (п. 1 ст. 86);
  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ (п. 1 ст. 86);
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (п. 1 ст. 80).

Неотъемлемым реквизитом заключения является подпись лица, производившего исследование, а также оттиск печати экспертной организации.


Бесплатная юридическая консультация:

Необходимо отметить, что рассматриваемый закон распространяет отдельные нормы (в том числе и о заключении эксперта) на негосударственных экспертов и экспертные организации.

Акт экспертизы и нюансы его оформления

Кроме вышеназванных элементов акт экспертизы должен содержать информацию о том, какие методы исследования применял эксперт (п. 9 ч. 1 ст. 204 УПК, ч. 2 ст. 86 ГПК РФ, п. 7 ч. 2 ст. 86 АПК РФ). Неуказание на методы приведет к тому, что суд сочтет заключение недопустимым доказательством и не будет учитывать выводы эксперта при вынесении решения (апелляционное определение ВС Республики Татарстан от 18.12.2014 по делу №/2014).

Кроме того, процессуальные кодексы наделяют лицо, проводящее экспертизу, правом выразить мнение по вопросам, которые не были поставлены перед ним, если те имеют отношение к делу.

Перечень вопросов для разрешения экспертом устанавливается судебным органом (ч. 2 ст. 82 АПК, ч. 2 ст. 79 ГПК РФ, ч. 2 ст. 83 УПК РФ). При этом судья не может ставить перед ним вопросы правового характера (см. п. 8 постановления пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23).

О некоторых аспектах назначения экспертизы можно узнать из статьи «Порядок назначения экспертизы в гражданском процессе».


Бесплатная юридическая консультация:

При проведении комплексной экспертизы, когда требуются познания нескольких экспертов из разных областей, составляется так называемое совместное экспертное заключение. В нем должны быть указаны сведения о том, кто из этих экспертов проводил конкретное исследование, на какие вопросы отвечал каждый из них и какие получились результаты (см. п. 12 постановления пленума ВС РФ от 21.12.2010 № 28).

Само заключение принято подразделять на 3 части:

  • вводную;
  • описательную или исследовательскую;
  • резолютивную (выводы).

Ознакомиться с образцом заключения экспертизы можно здесь: Заключение экспертизы (образец).

Таким образом, заключение экспертизы вне зависимости от того, подготовлено ли оно государственным или негосударственным экспертом, должно соответствовать требованиям закона ФЗ-73 и процессуальных кодексов. Нарушение требований к оформлению заключения может повлечь признание его судом недопустимым доказательством.

Источник: http://rusjurist.ru/ekspertiza/sudebnaya/zaklyuchenie_ekspertizy_obrazec_zapolneniya_i_nyuansy/

Образцы и примеры экспертных заключений

Заключение от 20 марта 2011 года по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке проведения (осуществления) государственного жилищного контроля (надзора) в Российской Федерации» 1


Бесплатная юридическая консультация:

Экспертиза проекта постановления Правительства РФ «О порядке проведения (осуществления) государственного жилищного контроля (надзора) в Российской Федерации» (далее — Проект постановления) проведена на основании ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также Правил и Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, в целях выявления положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

Проект постановления опубликован в сети Интернет на странице: URL: http://www.minregion.ru/documents/draft_documents/ 853.html.

Дата размещения Проекта распоряжения на сайте — 14 марта 2011 г.

Дата окончания срока проведения независимой антикоррупционной экспертизы — 29 марта 2011 г.

Заключение направлено в Министерство регионального развития РФ:


Бесплатная юридическая консультация:

  • — электронной почтой;
  • — почтой России по адресу: ГСП-4,, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 10/23, стр. 1.

Экспертиза проведена инициативно Агеевым Владимиром Афанасьевичем, аккредитованным в качестве независимого эксперта, уполномоченным на проведение экспертизы на корруп- циогенность распоряжением Министерства юстиции РФ от 27 января 2010 г. № 305-р, имеющим свидетельство об аккредитации Министерства юстиции РФ от 29 января 2010 г. № 683.

По результатам экспертизы оформлено заключение в соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 18 мая 2009 г. № 136 «Об организации работы по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции».

Методология экспертизы включала аналитические процедуры, предусмотренные ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» в их нормативном единстве с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 (далее — Методика антикоррупционной экспертизы).

Проектом постановления должно быть утверждено Положение о государственном жилищном контроле (надзоре) в Российской Федерации (Госжи л контроль) (далее — Положение).

В результате экспертизы установлено, что в Положении содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «г» ч. 3 Методики антикоррупционной экспертизы.


Бесплатная юридическая консультация:

Положение устанавливает порядок осуществления Государственного жилищного контроля (надзора) в Российской Федерации и требования к организации Государственного жилищного контроля (надзора) в Российской Федерации (п. 1 Положения).

Согласно п. 8 Положения государственный жилищный контроль (надзор) в субъектах Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном высшим должностным лицом (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ с учетом требований к организации Государственного жилищного контроля (надзора) в Российской Федерации, установленных настоящим Положением».

Таким образом, п. 8 Положения содержит норму, предоставляющую высшему должностному лицу (руководителем исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ право самостоятельно устанавливать порядок осуществления государственного жилищного контроля, который определен Правительством РФ (п. 1 Положения), что свидетельствует о чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества: наличие бланкетных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти, принявшего первоначальный нормативный правовой акт (коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «г» ч. 3 Методики антикоррупционной экспертизы).

В результате экспертизы установлено также, что в п. 23 Положения содержится коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «д» ч. 3 Методики антикоррупционной экспертизы.

В силу п. 23 Положения спорные вопросы в рамках исполнения действующего законодательства в сфере жилищных отношений по обеспечению прав граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использовании жилищного фонда рассматриваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

Указанная норма не соответствует Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Положение выходит за пределы компетенции Правительства РФ, так как лишает гражданина возможности обращения в суд для защиты своих прав при спорных вопросах в рамках исполнения действующего законодательства в сфере жилищных отношений по обеспечению своих прав при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использовании и сохранности жилищного фонда (коррупциогенный фактор, предусмотренный п. «д» ч. 3 Методики антикоррупционной экспертизы — принятие нормативного правового акта за пределами компетенции).

Способы устранения коррупциогенного фактора.

Руководствуясь ч. 3 ст. 5 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», предлагаю:

  • — для устранения коррупциогенного фактора, предусмотренного п. «г» ч. 3 Методики антикоррупционной экспертизы, п. 8 Положения изложить в следующей редакции: «Государственный жилищный контроль (надзор) в субъектах Российской Федерации осуществляется с учетом требований к организации Государственного жилищного контроля (надзора) в Российской Федерации, установленных настоящим Положением»;
  • — для устранения коррупциогенного фактора, предусмотренного п. «г» ч. 3 Методики антикоррупционной экспертизы, ч. 1 п. 23 Положения изложить в следующей редакции: «Спорные вопросы в рамках исполнения действующего законодательства в сфере жилищных отношений по обеспечению прав граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использовании и сохранности жилищного фонда рассматриваются, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации органами прокурорского надзора и судебными инстанциями».

Независимый эксперт, уполномоченный

Бесплатная юридическая консультация:

на проведение экспертизы на коррупциогенность В. А. Агеев Заключение № 5/532

по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта «Административный регламент исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной функции по пломбированию автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции; пломбированию технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пломбированию оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

  • (внесен Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка)
  • 11 апреля 2011 г. г. Ростов-на-Дону

Независимый эксперт Минасов Эмиль Рамилевич, уполномоченный на проведение экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность, рассмотрев поступивший на экспертизу проект нормативного правового акта — проекта приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росал- когольрегулирования) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по пломбированию автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции; пломбированию технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пломбированию оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»,

  • 1. Проект размещен на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по адресу: URL: www.fsrar.ru/ legalacts/projects//proekt-prikaza-ob-utverzhdenii- admin.
  • 2. Проект отвечает требованиям обязательности проведения экспертизы на коррупциогенность в соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 3 и подп. 1 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
  • 3. При проведении экспертизы проекта в нем установлены положения, содержащие коррупционные факторы, которые делают эти положения коррупциогенными, способствующими проявлениям коррупции и которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

Проект нуждается в доработке по следующим основаниям:

Раздел, глава, пункт, абзац проекта нормативного правового акта(нормативного правового акта)


Бесплатная юридическая консультация:

Пункт 67 проекта Административного регламента исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее — Росалкогольрегулирование) государственной функции по пломбированию автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее — средства измерения); пломбированию технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизиро-

ванную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — технические средства, ЕГАИС), а также пломбированию оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — проект Регламента)

Текст проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта)

«, а также специалист территориального органа Росалкогольрегулирования вправе провести инвентаризацию остатков готовой продукции»

Наименование коррупцио- генного фактора в соответствии с Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 (далее — коррупциогенный фактор)


Бесплатная юридическая консультация:

Определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций

Здесь и далее налицо наличие коррупциогенного фактора, приведенного в Методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции

Рекомендации по устранению коррупциогенного фактора и (или) по включению превентивных антикоррупционных норм

Исключить слова «, а также специалист территориального органа Росалкогольрегулирования вправе провести инвентаризацию остатков готовой продукции» из абз. 1 п. 67 проекта Регламента

Раздел, глава, пункт, абзац проекта нормативного правового акта(нормативного правового акта)


Бесплатная юридическая консультация:

Абзац 2 п. 76 проекта Регламента

Текст проекта нормативного правового акта (нормативного правового акта)

«, а также специалист территориального органа Росалкогольрегулирования вправе провести инвентаризацию остатков продукции»

Наименование коррупцио- генного фактора

Определение компетенции по формуле «вправе» — диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций

Рекомендации по устранению коррупциогенного фактора и (или) по включению превентивных антикоррупционных норм

Изложить абз. 2 п. 76 проекта Регламента в следующей редакции: «Специалист, который проводит пломбирование, рассматривает представленные руководителем организации или его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов в течение одного дня. При непредставлении в указанный срок пояснений или поясняющих документов специалист территориального органа Росалкогольрегулирования проводит инвентаризацию остатков готовой алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции»


Бесплатная юридическая консультация:

Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», считаю, что проект нормативного правового акта — приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной функции по пломбированию автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции; пломбированию технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пломбированию оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» может быть рекомендован для официального принятия с учетом предложенных изменений.

уполномоченный на проведение экспертизы нормативных правовых актов

на коррупциогенность Э. Р. Минасов

по Закону Нижегородской области от 4 марта 2011 года № 34-3 «О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области»

Экспертиза Закона Нижегородской области от 4 марта 2011 г. № 34-3 «О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области» (далее — Закон) проведена в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Законом Нижегородской области от 7 марта 2008 г. № 20-3 «О противодействии коррупции в Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2009 г. № 913 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Нижегородской области».


Бесплатная юридическая консультация:

Полагаем, что в Законе содержится ряд положений, которые в соответствии с п. 3, 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 (далее — Методика), могут быть отнесены к коррупциогенным факторам.

1. Коррупциогенные факторы, указанные в п. «в» ч. 4 Методики, состоящие в юридико-лингвистической неопределенности отдельных нормативных положений.

В нарушение базового требования к содержанию нормативных правовых актов — единство терминологии — в Законе ключевой термин, введенный распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р [1] [2] , «технопарк в сфере высоких технологий» используется со значительными купюрами. При этом нововведенное сложносокращенное слово «технопарк» начинает звучать как профессионализм, т. е. просторечное слово, эквивалентное по своему значению соответствующему термину при неформальном профессиональном общении, схожее с каламбуром, способное ввести в заблуждение: что это — технический парк, технологический парк, интернет-магазин с идентичным наименованием, станция метро и т. п.?

Термином называется языковая единица, конвенционально соотносящаяся с понятием и предметом профессиональной сферы и служащая для концентрации, фиксирования и передачи профессиональной информации. Особенности языковых терминов: 1) системность; 2) наличие дефиниции; 3) тенденция к моносе- мичности в пределах своего терминологического поля (вне его термин не понятен); 4) конвенциональность; 5) стандартизация, т. е. термины, принимаемые другими специалистами данной области и отвечающие требованиям стандартов. Если применяемый термин не соответствует двум последним критериям, то рассматриваемую единицу стоит отнести к авторским (неязыковым) терминам, понятным лишь в данном контексте.

В самом определении нововведенного понятия «технопарк» (ст. 2 Закона) содержатся следующие речевые лексико-семантические аномалии: организации науки и образования; технологическая и организационная среда; имущественный комплекс, созданный посредством территориальной интеграции организаций; предприятия и предприниматели, взаимодействующие между собой и формирующие современную технологическую и организационную среду с целью осуществления деятельности; коммерческие / некоммерческие организации.


Бесплатная юридическая консультация:

В трактовке основных понятий, приведенных в ст. 2 Закона, очевидно несоблюдение и таких основных требований, предъявляемых к содержанию нормативных правовых актов, как простота и доступность норм права для их понимания, конкретность, ясность и исчерпывающая полнота. Нечеткость и противоречивость дефиниций Закона позволяют интерпретировать любые виды деятельности и понятия уполномоченным должностным лицом по своему усмотрению в зависимости от личной заинтересованности. В частности, с нашей точки зрения, требуют дополнительного пояснения следующие понятия: «высокотехнологичные отрасли экономики», «сфера высоких технологий», «инновационная деятельность» и др.

В Законе в нарушение ч. 6 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», ч. 1—3 ст. 15 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г. № 8-3 «О нормативных правовых актах Нижегородской области» использованы иноязычные терминоэлементы, которые функционируют скорее кактерминоиды — специальная лексика, используемая для называния натуральных понятий (недостаточно устоявшихся) и неоднозначно понимаемых понятий, не имеющих четких границ, а значит, и дефиниций. Так, термин «резиденты технопарка» и слово «ноу-хау» рассчитаны на людей, владеющих английским языком. Однако межъязыковая компетентность в использовании подобных лексем нами не может быть поддержана. В словосочетании «резиденты технопарка» реализуется английское значение лексемы «резидент» (resident) проживающий, находящийся, зарегистрированный. В русском языке даны такие толкования слова «резидент»: 1) полномочный представитель государства-метрополии при правительстве зависимого государства; 2) дипломатический представитель в малом государстве, рангом ниже посланника; 3) гражданин какой-либо страны, постоянно живущий в каком-нибудь иностранном государстве; 4) тайный руководитель шпионажа. Как видим, ни один из вариантов толкования не может быть принят за основу для формирования однозначного понимания словосочетания «резидент технопарка».

Таким образом, ст. 2 Закона требует принципиальной переработки, поскольку приведенные в ней понятия требуют конкретизации и устранения двусмысленности. Терминология, используемая в Законе, должна быть приведена в соответствие с терминологией, используемой в федеральном законодательстве.

2. Факторы, связанные с «определением компетенции по формуле «вправе» (подп. «б» п. 3 Методики).

Пункт 5 ч. 2 ст. 5 Закона в числе иных полномочий Правительства Нижегородской области содержит следующее: «. представление в Законодательное Собрание Нижегородской области ежегодного отчета. » При этом к полномочиям Законодательного Собрания отнесены «рассмотрение ежегодного отчета Правительства Нижегородской области» и «осуществление контроля за исполнением законов. » (п. 3,4 ч. 2 ст. 5 Закона). Представляется, что указанные нормативные положения в Законе должны представлять взаимосвязанные нормы, в которых правомочию Законодательного Собрания соответствовала бы юридическая обязанность (а не полномочие, как в тексте Закона) Правительства. Требует конкретизации, как именно Законодательное Собрание Нижегородской области может осуществлять контроль за исполнением законов, регулирующих оказание государственной поддержки?


Бесплатная юридическая консультация:

  • 3. В ст. 5—7 Закона содержится комплекс факторов, определяемых в подп. «ж» п. 3 Методики как «отсутствие или неполнота административных процедур». Законодателю следует прописать последовательность основных действий по созданию технологических парков, включению технопарка в реестр технопарков Нижегородской области, включению резидентов технопарка в реестр резидентов технопарка, законодательно конкретизировать требования к технопаркам, управляющим компаниям, резидентам технопарков. Не устанавливаются конкретные сроки, основания принятия решения; не приводятся меры ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц; отсутствуют нормы, обеспечивающие возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти и их должностными лицами. Помимо этого, требует правовой регламентации правовой статус управляющей компании и резидентов технопарка с перечислением основных прав и обязанностей в части получения государственной поддержки.
  • 4. Часть 1, ст. 6, ч. 1 ст. 7 Закона возлагают на одного и того же субъекта (Правительство Нижегородской области) и полномочие по установлению порядка включения технопарка в реестр технопарков, резидентов технопарка в реестр резидентов технопарков, и полномочие по принятию соответствующих правоприменительных решений. Таким образом, данные нормативные положения могут быть охарактеризованы и как определяющие «широкие дискреционные полномочия», и как устанавливающие «чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества» (подп. «а», «г» п. 3 Методики).
  • 5. Статья 6 Закона содержит коррупциогенные факторы, характеризуемые в подп. «б» п. 3 и подп. «а» п. 4 Методики как «выборочное изменением объема прав» и «наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права» соответственно.

Пункт 2 ч. 3 ст. 7 Закона устанавливает в качестве одного из требований включения резидента технопарка в реестр резидентов размещение на территории технопарка. Указанное требование содержит потенциальную коррупционную опасность, поскольку включение в реестр ставится в зависимость от правоприменительного, по своей сути, решения (о размещении на территории), принимаемого управляющей компанией технопарка, не наделенного Законом соответствующими полномочиями.

Изложенное позволяет заключить, что Закон Нижегородской области от 4 марта 2011 г. № 34-3 «О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области» не соответствует требованиям ч. 6 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», ч. 1—3 ст. 15 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 г.

№ 8-3 «О нормативных правовых актах Нижегородской области», противоречит положениям федерального законодательства и содержит значительное количество коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96, и должен быть существенно переработан.

Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Приволжского филиала

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия», независимый эксперт,


Бесплатная юридическая консультация:

уполномоченный на проведение экспертизы на коррупциогенность (свидетельство об аккредитации Министерства юстиции РФ от 7 июля 2009 г. № 165), кандидат юридических наук, доцент

8 апреля 2011 г.

  • [1] Экспертное заключение подготовлено А. Р. Лаврентьевым на основепредложений адъюнкта кафедры государственно-правовых дисциплинНижегородской академии МВД России Е. А. Мамая, доцента кафедрыязыкознания и иностранных языков С. Г. Ватлецова и студентов группыС-4 (государственно-правовая специализация) Приволжского филиалагосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».
  • [2] См. Комплексную программу «Создание в Российской Федерациитехнопарков в сфере высоких технологий», одобренную распоряжениемПравительства РФ от 10 марта 2006 г. № 328-р.

Источник: http://studref.com/464859/pravo/obraztsy_primery_ekspertnyh_zaklyucheniy

Заключение экспертизы: Примеры и нюансы

Вне зависимости от особенностей проводимой экспертизы в результате составляется определенное экспертное заключение, при этом используется образец, принятый в данной компании. О том, на что нужно обратить внимание при составлении и готовые примеры таких документов – в этой статье.

Назначение и виды

Основное назначение экспертизы – это подтверждение или наоборот, опровержение определенного предположения (гипотезы). Соответственно, само экспертное заключение, вне зависимости от его образца, представляет собой основное доказательство, которое используется:


Бесплатная юридическая консультация:

  • в научных исследованиях;
  • в судебных заседаниях;
  • в прикладных задачах (например, оценка качества почвы для сельскохозяйственной деятельности).

Классифицировать подобные документы можно по разным основаниям – с точки зрения сферы исследования, заключений может быть несколько десятков видов. Наиболее распространенные из них кратко рассмотрены в таблице.

При этом основной критерий, по которому определяют вид документа – характер выводов:

  1. Категорическое заключение предполагает классический вариант, когда эксперт дает точный ответ на конкретный вопрос. Как правило, оно сводится к утверждению изначальной гипотезы или ее отрицанию. Таким образом, присутствует категорическая оценка в понятиях «да» или «нет».
  2. Вероятное – в этом случае, эксперт констатирует о том, что невозможно утверждать однозначную причинно-следственную связь между разными явлениями или же нельзя сказать что-то однозначное о составе продукта и особенностях его характеристик. Таким образом, исследователь заявляет только о вероятности того или иного вывода и нередко приводит процент этой вероятности.
  3. Альтернативное – в таких случаях исследователь приводит сразу несколько выводов, каждый из которых имеет право на существование согласно результатам экспертизы. Исходно предполагается равновероятный результат – например, обрушение конструкции могло произойти и в результате нарушения норм закладки фундамента, и в результате непрочности несущих конструкций.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Законодательство признает заключение эксперта в качестве дополнительного доказательства (т.е. считается, что этот документ имеет процессуальный характер). Однако преимуществ перед иными доказательствами (например, свидетельскими показаниями) оно не имеет.

Образец и примеры

Допускается составить как от руки, так и в печатном виде. Конкретное содержание всегда зависит от исследуемого объекта, от его сложности. Однако в любом случае содержание включает в себя несколько обязательных разделов:

  1. Основания, по которым была проведена процедура экспертизы – запрос частного лица, ведомства, государственного органа, суда, юридического лица.
  2. Сведения об эксперте, который проводил исследования (или экспертной группе): ФИО, должность, звания (ученые степени и т.п.).
  3. Подробное описание объекта экспертизы – существенные признаки, физико-химические параметры, габариты, цвета, модель и многие другие.
  4. Условия проведения процедуры – на базе какого оборудования, лаборатории, физические параметры и т.п.
  5. Четко сформулированные вопросы, на которые должно дать ответы эксперт. По сути, это и есть цели исследования. Нередко указывается одна единая цель, а рядом прописываются задачи, которые представляют собой детализацию цели (отдельные шаги, необходимые для ее достижения).
  6. Подробное описание процедуры исследования – методики, подходы, их обоснование (например, определение содержания кислоты в продукте согласно конкретному ГОСТ).
  7. Данные, полученные в результате исследования, их статистическая интерпретация (например, средние значения, группировка по множествам, ранжирование и т.п.).
  8. Выводы – они формулируются, как правило, согласно задачам: то есть какие ответы были получены на заранее заданные заказчиком вопросы.

Таким образом, любой подобный документ, включает в себя 3 блока:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Введение с целями, задачами, сведениями о заказчике и эксперте.
  2. Собственно исследовательская часть.
  3. Вывод, после которого, ставятся подписи ответственных лиц и печать организации, в которой работает эксперт.

По желанию заказчика может быть выбрана любая форма, а сам текст можно дополнять различными сведениями, необходимыми в каждом конкретном случае. Примеры могут быть очень разными – бывают случаи, когда достаточно одной печатной страницы, например, в результате оценки стоимости имущества (движимых объектов или недвижимости).

Также небольшой объем составляют заключения относительно соответствия какого-либо продукта стандартам (ГОСТам, СанПиНам, СНиПам и другим).

Или документы, составленные по результатам экспертизы проверки качества товара (защита прав потребителей).

Видео комментарий по этому примеру ниже:

Требования и обязательные условия

Важно понимать, что вне зависимости от конкретного объекта исследования и выбранного бланка, к тексту самого документа предъявляется довольно много строгих требований. Наряду с очевидными условиями достоверности полученных данных, корректности исполнения методики изыскания, важно учесть и такие нюансы:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Соблюдение структуры, логики изложения.
  2. Полнота ответов, исчерпанность проблемы.
  3. Конкретность, однозначность построения выводов.
  4. Достаточная доказательная база по каждому выводу.
  5. Применение единой терминологии, которая является общепринятой в данной сфере.
  6. Постоянные отсылки на конкретные нормативные документы или результаты исследования – т.е. любое утверждение должно иметь четкое доказательство, вытекающее прямо из текста.

Срок действия и стоимость оформления

В законодательстве не предусматривается ограничений на срок действия экспертного заключения любого образца. Поэтому можно считать, что документ бессрочный – он фиксирует определенный факт, актуальный на данный момент времени (состав продукта, нарушение строительной нормы, наличие/отсутствие связи между событиями и т.п.).

Что касается стоимости проведения процедуры экспертизы, она колеблется довольно сильно по разным сферам и регионам. Ключевое значение имеет сложность проводимых работ – например, оценка стоимости квартиры обойдется гораздо дешевле, чем стоимости промышленного предприятия. В целом экспертиза по запросу потребителя (если он не удовлетворен качеством товара или услуги) составляет порядка 3-7 тысяч рублей. А если речь идет, например, об оценке строительных материалов, стоимость начинается от 20 тысяч рублей.

Источник: http://2ann.ru/zaklyuchenie-ekspertizy-obrazec/

Экспертное заключение примеры

Добрый день! Хотела бы отдать на экспертизу обручальное золотое кольцо с мелкими брильянтами. Причина: появилась аллергия при ношении. Хотелось бы убедиться, что материал и проба соответствуют заявленным (золото 585 пробы). Сколько будет стоить такая экспертиза? Заранее спасибо! Анна

стоимость проверки пробы без составления заключения 1000 рублей. Исследование проводится в вашем присутствии.


Бесплатная юридическая консультация:

Желаем мирного и голубого неба! Пусть в Ваших сердцах всегда будет солнце и праздник. Семьи будут счастливыми и здоровыми. И страна будет богата во всех отношениях.

Источник: http://glavekspert-msk.ru/primery_ekspertnyh_zaklyucheniy

Экспертное заключение

Заключение эксперта составляется специалистом – профессионалом в выбранной области знания по результатам проведенной процедуры экспертизы.

Экспертиза может быть назначена, когда для установления обстоятельств, имеющих значение для какого-либо дела, необходимы специальные знания в рамках любой познавательной сферы.

Что это за документ и его назначение

Заключение эксперта содержит оценки, описывает состояние объектов для принятия ответственных решений по отдельным вопросам (в рамках судебных заседаний, в деле управления предприятиями и проектами, для оценки различных артефактов, открытий и изобретений и др.).

В зависимости от характера выводов, то есть степени раскрытия основных вопросов, различают несколько видов экспертного заключения:

  1. Категорическое заключение, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Представляет собой исчерпывающий вывод о наличии или отсутствии тождества. Если устанавливается совокупность совпадающих признаков у объекта экспертизы и образца, а различающиеся признаки при этом несущественны, то результатом экспертного процесса станет категорический положительный вывод. В случае установления основных различающихся признаков и свойств и несущественности совпадающих, делается категорический отрицательный вывод по результатам исследования.
  2. Вероятное заключение – является следствием ряда причин, сложившихся определенным образом обстоятельств. По причине отсутствия четких однозначных выводов заключение по такому исследованию не может быть доказательством в суде, а имеет характер экспертной версии-предположения. При составлении вероятностного заключения исключительно важна компетентность эксперта, чтобы не допустить различных домыслов в официальном документе.
  3. Альтернативное заключение – составляется в том случае, если имеется сразу несколько обоснованных решений поставленного перед экспертом вопроса. Такое вариантивное заключение может быть представлено на рассмотрение суда или следователя, которые делают на его основании необходимые по делу выводы.

Качество экспертного исследования, степень его достоверности во многом зависят от того, какие материалы взяты за основу исследования (достаточные, недостаточные, противоречивые). Если материалов для составления заключения недостаточно, нет соответствующих методик, необходимого оборудования или исследуемый вопрос лежит за пределами специальных знаний эксперта, он не дает заключения, о чем должен поставить в известность орган, назначивший экспертизу. В случае недостаточности полученных для категорического вывода данных, эксперт может либо заявить в заключении о невозможности решения поставленного вопроса, либо предоставить вероятное заключение.

Нормативные и законодательные акты, регулирующие эту сферу

Составлять экспертные заключения могут только эксперты (от лат. «опытный») – профессионалы в отдельных сферах знаний. Данные специалисты приглашаются для выдачи квалифицированного заключения по определенному вопросу за вознаграждение. Назначенный для проведения экспертизы специалист должен быть профессионалом в какой-либо области и не быть заинтересованным в исходе дела, по которому проводится экспертиза. Эксперт несет личную ответственность за предоставленные в заключении выводы.

В основном, экспертные заключения составляются в специальных учреждениях (при Минюсте, Минздраве, МВД и др.). Также проведение процедуры и составление заключения может быть поручено и частному эксперту, который не является сотрудником конкретного экспертного учреждения.

Заключение эксперта только в общем плане описывается нормативно-правовыми актами. Процедура составления и утверждения экспертного заключения регламентируется ст. 25 Федерального закона № 73-ФЗ от 31мая 2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», ст. 86 АПК РФ, ст. 86 ГПК РФ, ст. 204 УПК РФ, п. 5 ст. 26.4 КоАП.

Заключение эксперта является процессуальным документом и может быть представлено в качестве письменного доказательства в ходе судебного заседания. Оно подлежит обязательной оценке судом или следователем и не имеет преимуществ перед другими доказательствами. Кроме того, согласно ст. 80 УПК РФ, экспертное заключение не является обязательным для суда и следствия.

Форма составления, требования и процедура выдачи

Экспертное заключение составляется на бланке единого вида, имеющего индивидуальный номер и несколько степеней защиты. Обязательной является письменная форма документа, при этом каждая его страница должна содержать подпись эксперта и печать экспертного учреждения (если исследование проводилось при его содействии). Заключение экспертизы должно быть составлено по каждой исследуемой проблеме отдельно.

Акт экспертизы составляется экспертом лично от руки, либо четко печатается на компьютере без помарок и сокращений. Если в документе были сделаны ошибки или опечатки, это оговаривается экспертом в заключении и ставится его подпись. Необходимо сделать 2 экземпляра документа, один из которых выдается заказчику, а второй – сдается в архив.

К составлению акта экспертизы предъявляются достаточно строгие требования:

  • соблюдение определенной структуры построения документа;
  • достоверность (правильность и обоснованность данных);
  • достаточность исследуемого материала;
  • последовательность изложения;
  • полнота ответов на существующие вопросы;
  • конкретность сделанных выводов;
  • применение единообразной и грамотной терминологии;
  • надежность применяемой методики исследования.

Приветствуется краткость, конкретность и обоснованность составления заключения, чтобы после его прочтения у заинтересованных лиц не возникло дополнительных вопросов или сомнений в его выводах.

Процедура выдачи экспертного заключения носит добровольный характер и осуществляется либо в экспертных учреждениях, либо вне их имеющими соотвествующие полномочия специалистами.

Структура и содержание

Содержательная часть заключения эксперта в обязательном порядке включает следующие элементы:

  1. Основания, в соответствии с которыми необходима процедура экспертизы;
  2. Данные об эксперте;
  3. Условия проведения экспертных действий;
  4. Объекты над которыми проводится экспертиза;
  5. Вопросы, на которые в результате исследования должен ответить эксперт;
  6. Описание процесса экспертного исследования;
  7. Методики, которые получили применение в ходе осуществления экспертизы;
  8. Фактические данные, полученные по итогам экспертного процесса;
  9. Выводы эксперта по экспертизе в целом.

Структура документа включает три основные части:

  1. Вводную;
  2. Исследовательскую;
  3. Заключительную (выводы).

В вводной части отмечаются дата документа, номер и наименование экспертизы, приводятся данные эксперта или группы специалистов, а также экспертного учреждения (если процедура проводилась при его содействии), перечисляются объекты экспертизы, основания по которым она проводится, список поставленных вопросов, справочно-правовая информация. Если была проведена повторная или дополнительная экспертиза, то это также упоминается.

В исследовательской части дается полное описание процесса экспертного исследования, а также подробное истолкование выявленных фактов. Конкретизируется информация об объектах исследования, применяемых методах, экспериментах, прописываются полученные результаты и делаются предварительные выводы по экспертизе.

Выводы прописываются в виде ответов на поставленные перед экспертом вопросы. Ответы формулируются кратко, четко, недвусмысленно. Эксперт также может предоставить в заключении выводы, выходящие за рамки темы, но которые имеют существенное значение для дела.

Также заключение эксперта может содержать приложения, в которые помещаются рисунки, фотографии, графики, чертежи и т.д. с обязательным сопроводительным пояснительным текстом.

К экспертному заключению могут быть приобщены и справки о расходах на экспертизу для возможности компенсации судебных издержек.

Срок действия и стоимость

Законодатель не устанавливает конкретного срока действия экспертного заключения, что означает постоянную правомочность его действия. Однако такой срок может возникнуть в случае необходимости рецензирования уже имеющегося заключения или проведения новой экспертизы. Также заключение может иметь срок действия, если могут со временем измениться параметры исследуемого в нем объекта (например, если речь идет об экологических экспертизах, экспертного заключения на строительные материалы и др.).

Стоимость экспертного заключения будет зависеть от сферы исследуемых объектов, а также от сложности самой процедуры. Так, стоимость экспертного заключения на строительные материалы может начинаться от 20 тыс. рублей, а потребитель, неудовлетворенный качеством товаров или услуг, может заказать экспертное заключение за 3,5-7 тыс. рублей.

Нюансы составления в различных исследовательских сферах

Экспертное заключение для судебных дел может быть затребовано специалистом, ведущим уголовное производство, или сторонами по делу в суде. Соответственно, данное заключение будет охватывать вопросы, призванные прояснить ситуацию по уголовному делу. Следует отметить сложность толкования результатов такой экспертизы для специалистов в области юриспруденции, поскольку выводы в заключении могут быть сделаны учеными в узких физических, химических, биологических, медицинских, археологических и др. областях знания. Часто судебное экспертное заключение позволяет восстановить все обстоятельства дела.

Экспертное заключение на строительные материалы составляется по результатам испытаний, призванных описать и оценить их основные параметры (качество, долговечность, прочность и др.). Как правило, такие заключения необходимы при вводе в эксплуатацию новых строительных объектов, в целях соблюдения промышленной безопасности.

Экспертное заключение о соответствии продукции оформляется в РФ органом сертификации в российских системах оценки соответствия. В специальных лабораториях проводятся испытания продукции определенного вида с указанием ее свойств (физических параметров, качества, безопасности и др.). Данные характеристики в обязательном порядке сравниваются с нормативами и эталонами. Положительное решение выносится только в случае соответствия нормам всех исследуемых аспектов.

Экспертное заключение в медицинской сфере – это документ, который может быть составлен госучреждениями сферы здравоохранения, иными аккредитованными организациями, частными экспертами. Он может подтверждать проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытаний и иных видов оценок в соответствии с существующими регламентами, нормативами и правилами, с использованием утвержденных методик.

Экспертное заключение для экологических проверок имеет целью оценить состояние объектов природной сферы. Его получение часто необходимо при строительстве сооружений, оценке земельного фонда и т.д. Такое заключение имеет четкие ограничения по сроку действия в зависимости от изменяющегося состояния исследуемых объектов.

Экспертное заключение на социальный проект необходимо для оценивания объекта на всех этапах его разработки и осуществления. Его основной задачей является установление полезности социального проекта для населения, в связи с чем исключительно важны диагностические и прогнозные экспертные процедуры.

Об экспертных заключениях Роспотребнадзора смотрите в следующем видеосюжете:

Источник: http://www.delasuper.ru/view_post.php?id=9255

Примеры проведения строительных экспертиз, экспертных заключений, фотографии с объектов фиксируемых дефектов и приборов.

Обращаем ваше внимание на то, что здесь даны только выдержки или извлечения из заключений. Полное техническое строительное заключение – это объемная работа, которая включает в себя несколько разделов, таких как исследовательская часть, инструментальный анализ, расчетную часть, выводы и рекомендации по обследованию, фотофиксация дефектов и этапов обследования, приложения (чертежи, дефектные ведомости, выдержки из нормативной документации).

С примерным составом и видом экспертного заключения можно ознакомиться здесь:

Обследованию качества выполненных строительных работ коттеджа

Предметом настоящего договора является выполнение работ по визуально-инструментальному обследованию качества выполненных строительных работ коттеджа

Инструментальное обследование прочности бетона фундаментов

Выполнение работ по инструментальному исследованию прочности бетона 10 фундаментов стаканного типа строящегося здания, методом неразрушающего контроля

Предварительный визуальный осмотр конструкций здания на предмет установления его технического состояния

Выполнялся предварительный визуальный осмотр, объектом которого являлись несущие и ограждающие конструкции производственного здания

Визуальное обследование и составление отчета с приложением фотоматериалов и описанием состояния помещений здания

Выполнялось визуальное техническое обследование, объектом которого являлись помещения здания. При обследовании фиксировалось состояние внутренней отделки помещений

Определение технического состояния конструкций помещений и возможности безопасного нахождения в нем людей

Целью работ по выполнению технического обследования является определение технического состояния несущих и ограждающих конструкций помещений и возможности безопасного нахождения в нем людей.

Визуальное обследование переходного крана, подвергшегося разрушению, и химический анализ металла

Согласно техническому заданию было произведено визуальное обследование переходного крана и был произведен химический анализ металла, из которого он состоит

Техническое обследование несущих и ограждающих конструкций сооружения бассейна

Целью работ по выполнению технического обследования является определение технического состояния несущих и ограждающих конструкций сооружения бассейна

Обследование фундамента на предмет установления его фактической конструкции

Целью работ по выполнению технического обследования является определение технического состояния конструкций стен цоколя, их соответствие нормам, а также наличие фундамента под цокольными стенами

Соответствие выполненных работ по черновой отделке договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома

Целью работ по выполнению технического обследования является определение соответствия выполненных работ по черновой отделке договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома

Сравнение возведенных конструкций производственного здания с проектной документацией

Согласно техническому заданию, выполнялось визуальное обследование несущих и ограждающих конструкций производственного здания и здания проходной, а так же соотнесения выявленных конструкций с архитектурно-строительным проектом и исполнительной документацией по данным зданиям.

Обследование фасадов на предмет выявления причин разрушения кладки

Обследование фасадов из облицовочного кирпича двух жилых домов, на предмет выявления причин разрушения кладки, установления категории технического состояния конструкции и разработки рекомендаций по исправлению выявленных дефектов

Обследование кирпичной облицовки наружных стен многоквартирного дома.

Объектом технического обследования являлась кирпичная облицовка наружных стен многоквартирного дома.

Обследование водонапорной башни

Работы по инженерно-техническому обследованию водонапорной башни произведены в августе 2017г.

Соответствие выполненных работ проектной и нормативной документации

Визуально-инструментальное обследование несущих и ограждающих конструкций недостроенного жилого дома на предмет определения их технического состояния и соответствия выполненных работ проектной и нормативной документации, с составлением сметы на устранение выявленных дефектов

Обследование (экспертиза) качества уложенного напольного покрытия из паркета

Целью работ является визуально-инструментальное обследование (экспертиза) качества уложенного напольного покрытия (паркета)

Источник: http://sklerometr.ru/expertiza