Экспертиза места дтп

Судебная автотехническая экспертиза при ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП


Бесплатная юридическая консультация:

Скоростная жизнь диктует определенные правила, по которым автомобили перемещаются по дорогам, но дорожно-транспортные происшествия стали уже почти привычным явлением в современной жизни.

Оглавление:

При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Обычные процедуры предусматривают осмотр места происшествия, опрос свидетелей и различные диагностические мероприятия.

Основным видом исследования является автотехническая экспертиза при ДТП. Она проводится при невозможности выяснить детали происшествия либо для их уточнения.

Экспертиза включает в себя несколько видов процедур. Каждая из них проводится по своим основаниям и исследует разные аспекты ДТП.

Исследование обстоятельств происшествия

В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.

Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.


Бесплатная юридическая консультация:

Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.

Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:

  1. Скорость автотранспортного средства в момент ДТП. Определяется по тормозному пути. Учитывается его длина и время, которое понадобилось для полной остановки машины.
  2. Удаленность автомобилей (автомобиля и пешехода) друг от друга и от других объектов непосредственно перед аварией. Производится замер расстояний.
  3. Возможность предотвращения ДТП по техническим показателям.
  4. Определяется момент возникновения предпосылок аварии. Учитываются все обстоятельства, которые создали опасную ситуацию. Автотехническая экспертиза при ДТП подразумевает проведение расчетных схем, моделирование момента и эксперимент.
  5. Устанавливаются возможные и реальные действия водителя, которые повлияли на исход дорожно-транспортной ситуации.
  6. Условия возникновения опасной зоны. Исследуются все не зависящие от участников происшествия, обстоятельства, включая состояние дорожного покрытия и нарушения правил проведения ремонтных работ на проезжей части.

Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.

Исследование технического состояния автомобиля

Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.

Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.


Бесплатная юридическая консультация:

  • Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
  • Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
  • Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
  • Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия.

Трасологическое исследование

Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.

Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.

Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.

Инженерно-психологическое исследование

Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.

В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.


Бесплатная юридическая консультация:

Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.

События и параметры для исследования

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.

Исследование проводится в следующих случаях:

  1. Споры о виновности одной из сторон ДТП или иски по незаконному обвинению в совершении дорожного происшествия.
  2. Уточнение схемы аварии.
  3. Оценка ущерба, нанесенного транспортному средству (для страховой компании).
  4. Предпродажная экспертиза.

Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:

  • Видимость.
  • Обзорность.
  • Дорожные условия и обстановку.
  • Помехи движению.
  • Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.

Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.


Бесплатная юридическая консультация:

КАСКО и ОСАГО

Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.

В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.

Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.

Если есть пострадавшие в ДТП

Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.

В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.

Кто проводит исследования

Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее. Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен. На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.


Бесплатная юридическая консультация:

Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.

В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия. Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела. В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

Вопросы и исходные данные

Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.

  • Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
  • Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
  • Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
  • Точка ДТП.
  • Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
  • При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
  • Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
  • Действия водителя в момент аварии.
  • Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
  • Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.

Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:

  • Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
  • Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу — как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
  • Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
  • При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях

Закон

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.


Бесплатная юридическая консультация:

Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.

Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.

Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.

Пример

Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):

Бесплатная юридическая консультация:

  1. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
  2. Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
  3. Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
  4. Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
  5. Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
  6. См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части

Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.

Оценка ущерба

На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.

Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.

Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.

Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.


Бесплатная юридическая консультация:

Сроки проведения экспертиз

Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.

На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.

Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.

Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.

Источник: http://businessman.ru/new-sudebnaya-avtotexnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp.html


Бесплатная юридическая консультация:

Экспертиза места дтп

Исследуемые объекты и документы

Протокол осмотра ТС

Протокол осмотра места ДТП

Схема места ДТП

Акт осмотра ТС и его фотографии


Бесплатная юридическая консультация:

Фототаблица места ДТП

Объяснения участников ДТП и свидетелей

Дислокация дорожных знаков и разметки

Справка о режиме работы светофорного объекта

Дорожные знаки, разметка, ограждающие конструкции


Бесплатная юридическая консультация:

Полезные статьи по данной тематике

Автотехническая экспертиза является одной из самых востребованных экспертиз, проводимых по делам, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и неисправностями транспортных средств.

При расследовании дорожно-транспортного происшествия устанавливается виновное лицо, которое зачастую бывает несогласно с вменяемым им правонарушением. В дальнейшем ему придется возмещать ущерб от ДТП, а другим участникам ДТП доказывать наличие этого ущерба. Но, к сожалению, на месте виновное лицо не всегда устанавливается, или устанавливается несправедливо, т.к. довольно часто для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимы специальные знания. Именно для этих целей прибегают к помощи экспертов. Виновность водителя устанавливает суд, следователь, дознаватель, но именно эксперт может ответить на вопросы, которые помогут установить всю картину ДТП, в том числе и ущерб от него.

Независимая экспертиза ДТП помогает следственным и судебным органам не только определить виновное в ДТП лицо, но и установить некоторые обстоятельства происшествия, которые могут иметь немаловажное значение для дела. Данные обстоятельства могут смягчить или отягчить вину водителя, а также выявить других лиц, также виновных в исследуемом происшествии. В качестве такого лица, виновность которого в первоначальный момент может показаться неочевидной, может быть дорожная служба, не установившая соответствующие дорожные знаки при проведении ремонтных работ дорожного полотна. Независимая экспертиза после ДТП исследует все обстоятельства, опираясь на представленные судом или следствием материалы дела, не анализируя при этом представленные сведения на достоверность, данное действие проводится органом, назначившем судебную экспертизу.

Установлением ущерба, который был нанесен транспортным средствам в результате столкновения, занимается экспертиза автомобиля после ДТП. Она выполняется по результатам осмотра поврежденного автомобиля и экспертного анализа объема и интенсивности повреждений, а значит и объема и сложности ремонтно-восстановительных работ, требующихся при восстановлении поврежденного автомобиля. Экспертиза автомобиля также может потребоваться для выявления неисправности, которая могла стать причиной аварии. Для установления наличия или отсутствия предполагаемой неисправности, независимая экспертиза автомобилей после ДТП осуществляется в несколько этапов, один из которых – тщательный осмотр поврежденного транспортного средства, его диагностика на специальных стендах. Помимо перечисленных задач, независимая экспертиза автомобиля проводится при возникновении сомнении в качестве проведенного ремонта или выполнения других работ, сопряженных с изменением конструкции автомобиля, например, установкой дополнительного оборудования. Некачественное выполнение ремонтных работ может послужить причиной аварийной ситуации на дороге, поэтому столь важно как можно раньше установить данный факт.


Бесплатная юридическая консультация:

Как видно, круг задач, которые решает судебная автотехническая экспертиза, весьма широк и не ограничивается решением вопросов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях. Ее проведение целесообразно, когда решение спора без привлечения специальных автотехнических знаний затруднительно или невозможно, а величина материального ущерба или принципиальность пострадавшего не позволяют игнорировать данный спор.

Автотехническую экспертизу также называют автоэкспертизой, экспертизой ДТП, авто-технической, транспортной, дорожно-транспортной экспертизой, причем последнее наименование достаточно хорошо обосновано авторами некоторых научных работ и имеет полноценное право к применению в классификации судебных экспертиз, так как объектом исследования является не только автомобиль, но и дорога, дорожные конструкции,технические средства организации дорожного движения, а также действия водителя и других лиц, ответственных за безопасность дорожного движения.

Автотехнические экспертизы принято подразделять на виды, в зависимости от задач экспертизы, объектов и методик исследования:

Экспертиза обстоятельств ДТП;

Экспертиза технического состояния ТС;


Бесплатная юридическая консультация:

Транспортно-трасологическая экспертиза (экспертиза следов на ТС и месте ДТП);

Экспертиза дорожных условий;

Автотовароведческая (оценка ТС).

Так как часто при возникновении тех или иных вопросов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, перед экспертом ставятся вопросы из разных видов автотехнических экспертиз, для предотвращения недопонимания и ошибок в названии экспертиз целесообразнее в определении и постановлении указывать не виды автотехнической экспертизы, а наименование рода «автотехническая экспертиза».

Экспертиза обстоятельств ДТП


Бесплатная юридическая консультация:

Задачей автотехнической экспертизы обстоятельств ДТП является определение скорости движения ТС до столкновения, в момент контакта и в другие моменты времени, расчета допустимой скорости движения на данном участке дороги, времени преодоления указанного участка пути, величины тормозного и остановочного пути, технической возможности предотвратить столкновение (наезд). Экспертиза после ДТП проводится также с целью установления пунктов Правил дорожного движения, которыми должны были руководствоваться водители, и определения соответствия или несоответствия действий водителей требований данных пунктов.

Экспертизу обстоятельств ДТП также называют экспертизой ДТП, механизма ДТП, условий ДТП. Экспертиза ДТП является наиболее востребованной из видов автотехнических экспертиз при установлении судом и следствие вины водителей в произошедшем ДТП. Для однозначного установления судом или следствия виновного лица необходимо поставить на разрешению эксперта корректные вопросы, на которые не только возможно получить ответ экспертным путем, но и решение которых поможет в разрешении дела. При этом важно отметить, что независимая экспертиза ДТП сможет дать интересующие ответы только при предоставлении эксперту всех административных материалов по факту ДТП и наличия исходных данных в постановлении или определении о назначении экспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

С какой скоростью двигалось транспортное средство до применения водителем торможения?

Какова длина остановочного и тормозного пути транспортного средства?


Бесплатная юридическая консультация:

Имел ли водитель техническую возможность избежать столкновения путем применения экстренного торможения?

Какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель в данной дорожно-транспортной ситуации?

Соответствовали ли действия водителя требованиям Правил дорожного движения?

Какова допустимая скорость движения на участке дороги с данным радиусом поворота/расстоянием видимости дороги?

С какой минимально-допустимой дистанцией должен был двигаться автомобиль до движущегося впереди транспортного средства?


Бесплатная юридическая консультация:

Могли ли с технической точки зрения произойти события, описанные в объяснениях водителя?

На каком расстоянии находился автомобиль в момент объективной возможности водителя обнаружить пешехода, появившегося из-за неподвижного объекта?

Мог ли автомобиль преодолеть указанный участок пути за данное время?

Кто из данных транспортных средств имел преимущественное право проезда в намеченном направлении?

На каком расстоянии до встречного автомобиля водитель должен начать осуществление маневра обгона (объезда препятствия) для его безопасного выполнения?


Бесплатная юридическая консультация:

Экспертиза технического состояния ТС

Задачей экспертизы технического состояния ТС является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причины их возникновения, способа и трудоемкости их устранения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате ремонта.

Независимая автоэкспертиза особенно актуальна в делах, когда неисправность автомобиля предположительно могла стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В таких случаях эксперт проводит осмотр автомобиля, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения. В рамках автоэкспертизы после ДТП проводится диагностика автомобиля с применением инструментальных методов исследования. При ее проведении, также как и в других экспертизах, важно сохранение объекта исследования для проведения экспертизы и фиксации всех необходимых сведений в протоколе осмотра ТС. Данный вид автотехнической экспертизы ошибочно также называют экспертизой неисправностей ТС, диагностикой ТС, технической экспертизой автомобиля, товароведческой и автотовароведческой экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Имеются ли какие-либо неисправности транспортного средства?


Бесплатная юридическая консультация:

Какова причина возникновения неисправности?

Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?

Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?

Как повлияла неисправность на управляемость и устойчивость транспортного средства?

Имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП при данной неисправности?


Бесплатная юридическая консультация:

Мог ли водитель или другое лицо, ответственное за выпуск транспортного средства на рейс, обнаружить неисправность до ДТП?

Каково качество произведенного ремонта?

Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?

Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?

Данный вид автотехнической экспертизы занимается исследованием следов на транспортных средствах и месте ДТП в целях определения взаимного расположения ТС в момент столкновения, направления их движения, места и механизма столкновения (наезда), траекторий движения ТС до и после столкновения, какими частями ТС могли быть оставлены повреждения на другом ТС, а также все ли повреждения на транспортном средстве были получены в результате данного ДТП. Данный вид автотехнической экспертизы также ошибочно именуют трасологической, трассологической, автотрасологической и авто-трасологической экспертизой. Транспортно-трасологическая диагностика и экспертиза обстоятельств ДТП наиболее часто назначаются в комплексе, т. к. порой ответ на вопросы одной невозможен без проведения исследования другого вида автоэкспертизы.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Где находилось место столкновения транспортных средств?

Каково взаимное расположение транспортных средств в момент столкновения?

Каково расположение транспортных средств относительно границ проезжей части?

Каков механизм столкновения транспортных средств?

Какова траектория движения транспортных средств до/после столкновения?

Какие повреждения, зафиксированные в документах,могли быть получены в результате данного ДТП?

Какими частями контактировали транспортные средства в первоначальный момент?

Находился ли автомобиль в момент столкновения в неподвижном состоянии?

Кто из данных транспортных средств находился в неподвижном состоянии, а кто в движении?

Экспертиза дорожных условий

Является самым редким видом автотехнических экспертиз и занимается исследованием дороги, дорожных знаков, дорожной разметки и дорожных конструкций на соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте ДТП или административного правонарушения. Экспертизу дорожных условий также называют дорожной, автодорожной, дорожно-транспортной экспертизой.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Соответствует ли расположение дорожного знака требованиям ГОСТ?

Соответствует ли состояние дорожного покрытия на исследуемом участке дороги (на месте ДТП) требованиям ГОСТ?

Соответствует ли дорожная разметка на месте ДТП требованиям ГОСТ?

Соответствует ли режим работы светофорного объекта требованиям ГОСТ?

Соответствует ли организация дорожного движения на данном участке дороги требованиям безопасности?

Усматриваются ли какие-либо недостатки в организации движения на участке дорожно-транспортного происшествия (ДТП)?

Автотовароведческая экспертиза (оценка ТС)

Оценка транспортных средств является самым распространенным видом не только автотехнических экспертиз, но и экспертиз вовсе. Основной целью проведения данной экспертизы является исследование повреждений, причиненных автомобилю после ДТП с целью дальнейшего возмещения ущерба или продажи.

Автоэкспертиза занимается определением рыночной стоимости, стоимости восстановительного ремонта, годных остатков, утраты товарной стоимости транспортного средства.

Данный вид автотехнических экспертиз также называют оценочной, автоэкспертизой, автооценкой, экспертизой ущерба и экспертизой автомобиля.

Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту:

Какие повреждения имеются на транспортном средстве?

Каков объем ремонтных работ транспортного средства?

Какова стоимость восстановительного ремонта транспортного средства (оценка ущерба от ДТП)?

Какова рыночная стоимость транспортного средства?

Источник: http://sud-exp.ru/avto.html

Что являет собой экспертиза при дорожном происшествии?

Экспертиза ДТП это комплекс процедур, который проводится при невозможности выяснения деталей происшествия в ходе обычного дознания.

К сожалению, дорожно-транспортные происшествия является неотъемлемой составляющей жизни большинства автомобилистов. При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Проводится опрос очевидцев, самих пострадавших, исследуются повреждения на транспортных средствах.

Но иногда этого недостаточно, чтобы установить, кто из водителей является виновником аварии. Поэтому нередко назначается экспертная оценка произошедшего прецедента на дорожном полотне.

Автотехническая экспертная оценка при ДТП

Цель проводимой экспертной оценки – собрать и представить дознавателям, суду все необходимые для справедливого решения доказательства по конкретной аварийной ситуации на дорожном полотне, а также установить причин возникновения происшествия.

Экспертное исследование при ДТП разделяется по нескольким признакам:

  1. В зависимости от принадлежности ведомственной организации, проводящей экспертизу при дорожном происшествии, различают служебное расследование и судебную экспертную оценку.
  2. По составу проводимого исследования:
    • единоличное;
    • комиссионное;
    • комплексное.

Единоличная экспертиза проводится в сравнительно простых случаях, когда при расследовании аварийной ситуации на дороге не возникает разногласий в толковании тех или иных его обстоятельств, а все обстоятельства доказывают факт причастности определенного водителя к возникновению ДТП.

Комиссионное исследование назначается при разборе сложных случаев, где участвовало большое число участников и транспортных средств. Кроме этого, комиссионная экспертиза назначается при наличии обстоятельств, взывающих сомнение или разногласия в их толковании.

В состав комиссий входят несколько квалифицированных специалистов, каждый из которой исследует одни и те же объекты и отвечает на одни и те же вопросы. По окончанию процедуры каждый эксперт предоставляет свою оценку и на общественном заседании осуществляется согласование всех фактов и нюансов ДТП.

Комплексная экспертиза назначается тогда, когда специалисты одной профессии не в состоянии ответить на все возникающие в процессе исследования вопросы. Поэтому имеет смысл привлечь в экспертизе лиц разных специальностей.

В зависимости очередности проведения экспертиза делится еще на 3 категории:

  1. Первичная. Во время этого исследования эксперт-автотехник должен ответить на конкретные вопросы, которые ставятся дознавателем или судом.
  2. Дополнительная. Назначается тогда, когда для принятия решения по делу не хватает фактов и доказательной базы, собранной дознавателем или экспертом. В ходе дополнительного исследования разъясняются заключения, вынесенные ранее, а также уточняется процесс исследования прецедента на проезжей части.
  3. Повторная. Назначается с целью перепроверки подлинности или точности выданных ранее заключений, а также с целью определения компетентности эксперта. Кроме этого необходимость в повторной экспертизе возникает также при обнаружении дополнительной информации, о которой не было известно при первичной экспертной оценке и по-новому освещающих обстоятельств дела. Повторное исследование чаще всего бывает комиссионным и назначается только в обновленном составе. При этом в состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, которые участвовали при первичной и дополнительной экспертизах.

Изучение ДТП

При изучении дорожного происшествия используются такие методы:

С помощью вероятностного метода удается охватить статистическими закономерностями все имеющиеся факторы, действующие во время дорожного происшествия. При этом возможно оценить совокупность всех предпосылок аварии, условий, при которых они возникли, и последствия ДТП.

Вероятностный метод помогает предугадать количество и характер прецедентов на дорожном полотне, которые могут возникнуть в предстоящем отчетном периоде.

В случае же с детерминированным методом в ходе исследований рассматривается каждое отдельно взятое дорожное происшествие. Любое ДТП, хотя оно и подчиняется общим для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, определенных факторов.

Эти факторы могут быть как общими для целой группы транспортных средств, попавших в дорожное происшествие (к примеру, обледенелое покрытие на каком-либо промежутке дорожного полотна), так и сугубо индивидуальными, характерными только для данной аварии (к примеру, внезапный отказ системы управления ТС, нетрезвое состояние автомобилиста, неправомерность действий со стороны пешехода и т.п.).

Также следует учитывать и тот, что дорожно-транспортное происшествие с тяжелым исходом характеризуется индивидуальной ответственностью за этот случай. Выражением этой ответственности является материально-административная или уголовная мера наказания.

Установление личной ответственности невозможно при статистическом методе проведения экспертной оценки, требует индивидуального изучения предпосылок и последствий каждого инцидента на дорожном полотне. Эта работа проводится в процессе экспертизы при ДТП.

Особенности проведения судебной экспертизы

Под судебной экспертизой при ДТП подразумевается процессуальное действие, направленное на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия с целью выявления фактических данных, которые могут являться доказательством для установления истинных причин возникновения аварийной ситуации на дорожном полотне. Эти фактические данные могут иметь значение для проверки информации, полученной в ходе других доказательств.

Судебная экспертиза при ДП проводится по поручению познавательного и судебного органа в предусмотренном действующим законодательством порядке лицом, имеющим специальные знания. Как правило, это штатный сотрудник экспертного учреждения, зарегистрированного в Министерстве юстиции.

Иногда дознаватель и судья поручают организацию экспертной оценки внештатным специалистам, коими могут являться работники научно-исследовательского института, вуза, техникума. В большинстве же случаев при проведении экспертизы ДП требуются специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

В силу того, что все аварийные ситуации на дороге связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то данные на такие происшествия передаются органам дознания и следствия, которыми было назначено это исследование. В это же время может проводиться и служебное расследование, с помощью которого можно хватить гораздо большие задачи.

Действия криминалистов

В имеющейся практике к масштабным и серьезным ДП относятся случаи, в результате которых были зафиксированы летальные исходы, тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения или материальный вред в большом размере.

За неимением телесных повреждений, гибели людей и ущербе, который не превышает определенную сумму, проводится только служебное расследование. При этом материальный ущерб взыскивается с виновника ДТП в административном порядке.

Судебно-медицинским экспертом устанавливаются причины гибели и характер причиненных в результате аварии телесных повреждений участникам ДТП (водители, пешеходы, пассажиры). Кроме этого такой специалист должен установить наличие или же отсутствие алкоголя в крови участников аварии, определить механизм образования телесных повреждений и их связь с произошедшим инцидентом.

Эксперт-криминалист исследует следы перемещения предметов, возникшие в результате ДП (трасологическая экспертная оценка). По следам, которые были оставлены на месте аварии (тормозной путь, отпечатки протекторов покрышек, царапины на бордюрах, сооружениях и автомобиле), осколкам стекол и прочим деталям специалист может определить модель и марку ТС, направление его перемещения и положение относительно дорожного полотна в различные временные моменты.

Схема столкновения автомобилей.

Задачи судебной автотехнической экспертной оценки:

  • установление научно обоснованной характеристики дорожного происшествия во всех фазах;
  • определение объективных причин возникновения аварийной ситуации на проезжей части.

В результате экспертной оценки лица, которые расследуют конкретное дорожно-транспортное происшествие, обязаны сформулировать ответ на основной вопрос: какова вероятность того, что ДТП – это цепь событий, спровоцированных несчастным случаем, а не аварийная ситуация, произошедшая в результате неправильных действий со стороны одного или нескольких участников дорожного движения, пренебрегших требованиями безопасности или нарушивших ПДД.

Схема определения угла встречи ТС.

В зависимости от обстоятельств ДТП эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач:

  1. Выяснение, систематизация и критический анализ факторов, которые сопутствовали ДП. К таковым относятся:
    • техническое состояние ТС и дорожного полотна;
    • параметры перемещения автотранспорта и пешеходов;
    • организация перемещения и сопутствующие техсредства.
  2. Выяснение факторов, в результате которых возникла авария, их теоретическое и экспериментальное исследование.
  3. Определение технических причин исследуемого происшествия и возможности его предотвращения.
  4. Определение поведенческих характеристик участников конкретного прецедента и соответствие их действий требованиям ПДД и прочих нормативно-правовых актов.

Компетенция автотехника

Специалист, который будет проводить экспертную оценку, обязан:

  1. Руководствуясь УПК, дать заключение по предоставленному заказчиком перечню вопросов на основании полной, всесторонней и объективной оценке полученных данных экспертизы в соответствии со своими познаниями. За предоставленную информацию эксперт несет личную ответственность. В случае неправомерности и необоснованности доводов специалист подлежит уголовной ответственности.
  2. Детально ознакомиться со всеми обстоятельствами аварии и при необходимости выдвинуть вопрос перед органом дознания и судом о предоставлении ему недостающей информации. В обязанности человека, который будет проводить экспертную оценку, входит применение научно-технических средств, которые будут способствовать полному и всестороннему исследованию обстоятельств ДП и технического состоянию автотранспорта.
  3. В письменном формате докладывать заказчику о невозможности предоставления заключения, если поставленные вопросы выходят за рамки его компетентности, не требуют специальных познаний, носят правовой характер или тогда, когда предоставленные для исследования данные не в полном объеме помогают дать объемное и всестороннее заключение.
  4. Исследовать предоставленные для экспертной оценки данные, если они позволяют получить ответ хотя бы на часть поставленных вопросов. В заключительной части отчета эксперт обязан перечислить ряд причин, из-за чего он не в состоянии в полном объеме ответить на все поставленные заказчиком вопросы.
  5. Обеспечить конфиденциальность информации, полученной для проведения экспертизы ДТП. При необходимости, если этого требует УПК, исследование проводится в присутствии органов дознания, прокурора, обвиняемой в ДТП стороны.
  6. Являться по вызову дознавателя или суда для разъяснения предоставленного их отчета.
  • осмотр места аварии и ТС;
  • фиксирование необходимых данных (повреждения авто, тормозной путь и пр.);
  • ознакомление с документацией ГИБДД (с разрешения правоохранительных органов), составленной на месте прецедента схемой;
  • определение всех деталей дорожного происшествия (время аварии, место, количество участников и т.п.);
  • выяснение обстоятельств ЧП на дороге;
  • выявление причастности участников ДТП к провоцированию инцидента;
  • определение связи между ДП и несоблюдением его участниками ПДД.

Исходные данные для проведения экспертной оценки

Для реализации полноценной и качественной экспертизы эксперту-автотехнику должны предоставляться следующие материалы:

  • постановление дознавателя о назначении экспертной оценки;
  • протокол осмотра места аварии;
  • схема дорожного происшествия, составленная инспекторами ГИБДД;
  • протокол осмотра и проверки технического состоянии машины;
  • справка о ДП.

Также к этому перечню может быть добавлен протокол проведения следственного эксперимента, свидетельские показания и прочие данные.

Если же речь идет о служебном эксперте, то рассмотренные выше данные ему не предоставляются. Все что нужно для его работы он должен самостоятельно добыть в результате выезда на место аварии, визуальной оценки ТС и беседы с потерпевшими, а также с очевидцами. Кроме этого ему дозволено снять копии с документов и справок, которые были оформлены инспекторами Госавтоинспекции.

Этапы проведения экспертной оценки

Производство экспертизы при дорожно-транспортном происшествии реализовывается на основе определенных методик и приемов исследования деятельности специалиста. Экспертное исследование являет собой совокупность логического анализа и инженерных расчетов.

В зависимости от разновидности прецедента на дорожном полотне, его сложности и вопросов, требующих рассмотрения, экспертиза может иметь различный характер.

В подавляющем большинстве процесс проведения экспертной оценки делится на такие этапы:

  • ознакомление с постановлением, изучение предоставленных данных, определение поставленных перед экспертом задач;
  • экспертная оценка исходных материалов;
  • построение информационной модели исследуемого ДП;
  • выполнение расчетно-графической части, построение схематической части исследования;
  • оценка проведенной экспертизы, уточнение первоначальной модели дорожного происшествия;
  • формулировка выводов;
  • подведение итогов и составление отчета.

Как только эксперт получит постановление о назначении экспертной оценки, он должен ознакомиться с его содержанием, изучить фабулу дорожно-транспортного происшествия в том виде, в котором она установлена дознавателем или судовым органом. Также он должен изучить спектр вопросов, на которые ему нужно дать вразумительный, правдоподобный и полный ответ.

После этого специалист должен проанализировать предоставленные ему данные уголовного дела и систематизировать их в последовательные цепочки. Это позволит сделать работу более комфортной и удобной. Особое внимание при изучении данных делопроизводства эксперт уделяет их полноте и взаимному согласованию фактов действительности.

Если после предварительной оценки эксперт-автотехник придет к выводу, что предоставленной информации ему недостаточно, чтоб ответить на все поставленные заказчиком вопросы, то он должен поставить в известность об этом дознавателя или суд и подать запрос на дополнительные данные.

Исследованию подлежат все возможные версии дорожно-транспортного происшествия. Проводя экспертизу, специалист проводит расчеты, с помощью которых он сможет определить параметры перемещения пешеходов и ТС.

Необходимые для исследования материалы автотехник берет из постановления об административном правонарушении и прочих материалов, которые предоставляются ему в распоряжение. Эту информацию специалист не имеет права менять, даже в том случае, если она вызывает у него сомнения.

Если у эксперта возникают противоречия или сомнения в подлинности и правдивости предоставленных ему данных, то он обязательно должен указать на эти моменты в своем отчете.

Методы экспертизы

В большинстве случаев материалов, которые предоставляются эксперту, недостаточно для детализации расчета. Значительная часть параметров берется из справочников, нормативно-правовых актов, отчетов, инструкций по эксплуатации ТС и прочих источников.

Во время проведения расчетов специалистом используются аналитические, графоаналитические и графические методики. Сопоставление результатов расчетной работы с прочими обстоятельствами делопроизводства подтверждает достоверность исходного материала (или доказывает их некомпетентность, неправдивость) и позволяет получить новую доказательную базу.

Проводя оценку выводов, полученных в ходе выполнения расчетов, эксперт иногда меняет свою первоначальную модель дорожного происшествия. Реже, специалист полностью отказывается от своей первоначальной точки зрения и вынужден разрабатывать совершенно новую модель, которая согласовывается с результатами проведенной экспертизы.

В ходе проведения экспертизы ДП экспертами используется уравнения перемещения ТС. Практическая непригодность подобных уравнений с точки зрения экспертных целей очевидна. Во-первых, исходная информация, которая есть у специалиста, имеет, как правило, невысокую точность и введение ее в самые сложные формулы не позволяет получить точный результат. Во-вторых, сегодня не представляется возможным провести надежную оценку столь громоздких систем.

Именно поэтому при проведении экспертной оценки целесообразно применять более удобные для практического применения модели, которые, наряду со своей простотой, обеспечивают необходимую точность (во всяком случае не меньшую, чем точность предоставленных материалов). Последнее обычно достигается путем введений в расчетную модель эмпирических поправочных коэффициентов и формул.

При разработке информационной модели дорожно-транспортного происшествия, специалисты в качестве основы используют фабулу аварийной ситуации, которая содержится в описательной части постановления о назначении экспертной оценки. Но при этом во время проведения исследования специалист может прийти к выводу о том, что имеющийся механизм ДП отличается от предложенного в постановлении.

Причина расхождения может быть связана с неточностью показаний, предоставленных от очевидцев, ошибками, допущенными во время осмотра места аварии, при освидетельствовании автотранспорта и пр.

Допускаются также и такие ситуации, когда следствие, невзирая на самое тщательное изучение всей доказательной базы, не в состоянии составить полноценное и качественное описание последовательности событий при ДП и установить его механизм или считает равновероятными несколько различных версий.

Ну и, в конце концов, следует учитывать возможность непроизвольных ошибок во время проведения следственных мероприятий, их недостаточную компетентность в вопросах теории и экспертизы транспортного средства. Более того, иногда наблюдается даже умышленное искажение исходных данных и разработки версии, отличающейся от подлинных событий.

Заключение эксперта-автотехника

Письменный отчет эксперта-автотехники о проведении исследования состоит из трех частей:

  • вводная часть;
  • исследовательские данные;
  • заключение.

Водная часть

В водной части указываются следующие данные:

  • наименование экспертизы;
  • номер, присвоенный экспертной оценки;
  • наименование учреждения, сотрудниками которого проводится исследование;
  • сведения об эксперте;
  • дата поступления исходных данных на экспертизу;
  • дата заключения договора на проведение экспертизы;
  • обстоятельства дела, которые имеют значение для дачи заключения.

Кроме этого здесь указываются исходные данные, перечисляются используемые справочные, нормативные документы. В конце вводной части приводится перечень вопросов, поставленных на разрешение, а также предпосылки для проведения вторичной или дополнительной экспертной оценки.

Исследовательская часть

В этой части эксперт описывает процесс проведения исследования и его результаты, а также приводит научно-техническое объяснение установленных фактов.

Каждому вопросу, который ставится на рассмотрение эксперта, отводится отельный раздел исследовательской части. Здесь же приводятся результаты следственных мероприятий, которые имеют значение для выводов специалиста. И в завершении исследовательской части приводятся все полученные результаты.

Выводы

В заключительной части отчета эксперт отвечает на все интересующие заказчика вопросы в той последовательности, в которой они изложены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен следовать четкий ответ, позволяющий в полном объеме раскрыть суть проблемы.

Если же специалист по той или иной причине не может дать ответ на вопрос, то в графе напротив него должен перечислить все аргументы невозможности предоставления ответа.

Если в процессе исследования эксперт установил какие-либо обстоятельства, способствующие возникновению аварийной ситуации на дорожном полотне, по которым ему не были заданы вопросы, то выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце. По такому же принципу оформляются и результаты экспертной оценки, проводимой в суде.

Взаимодействие звеньев «следствие — экспертиза — суд» в исследовании ДТП

Заключение эксперта – это одно из важнейших средств доказывания в делах при возникновении дорожно-транспортных происшествиях, в основе которого присутствует доказательная информация. Получают эти данные путем проведения многочисленных расчетов и определения научных фактов.

Исследуя поставленные доказательства, специалистом в соответствии с поставленными перед ним задачами устанавливаются другие доказательства по делу, при этом используются специальные познания в области науки, техники и пр. И по конечному счету, доказательственная информация, которая устанавливается в ходе судебной экспертизы, есть результатом обобщающего познавательного процесса и носит характер вывода.

Исследование производства аварийного инцидента на дорожном полотне должно приводиться комплексно, чтоб каждое звено, «следствие – экспертиза – суд – прокуратура» имело единую цель – объективное восстановление обстоятельств дорожного происшествия, определение настоящего виновника в произошедшем и вынесение по факту аварии объективного решения в соответствии с действующими законодательными нормами.

Подведем итог

Экспертиза механизмов ДТП – это традиционный вид судебной экспертной оценки, в рамках которой удается разрешить наиболее распространенные задачи:

  • определение параметров перемещения участников аварии;
  • выявление технической возможности предупреждения дорожного прецедента;
  • оценка действий участников ДТП;
  • соответствие действий автомобилистов требованиям нормативной документации и ПДД.

Теперь вы точно знаете, что являет собой экспертиза при ДТП и как она реализовывается. Надеемся, эта информации была для вас полезной. Берегите себя и пусть на дорогах вам не встретится ни гвоздя ни жезла. Удачи!

Источник: http://detepe.ru/expert/ekspertiza-dtp.html